Чемесов Евграф Петрович

/Чемесов Евграф Петрович

ЧЕМЕСОВ Евграф Петрович
(1737—1765)

Талантливый гравер, достигший в своем творчестве уровня лучших образцов европейских мастеров этого вида изобразительного искусства, Евграф Петрович Чемесов родился в небогатой семье и в шестнадцать лет по традициям того времени был определен на военную службу.

С рисунками молодого поручика лейб-гвардейского Семеновского полка случайно познакомился попечитель Московского университета (основан в 1755), основатель и первый президент Академии художеств (основана в 1757), близкий к императрице Елизавете Петровне государственный деятель граф И.И. Шувалов. Он убедил Е. Чемесова оставить армию и поступить в Академию. В освоении мастерства Е. Чемесов добивается столь быстрых и больших успехов, что его учитель известный немецкий гравер Г.Ф. Шмидт выскажется в духе: «Этот мальчик, подлинный гений в гравюре, делает мне честь» (помните «Победителю ученику от побежденного учителя» — В. Жуковский юному А. Пушкину).
К сожалению, жизнь большого таланта окончилась до обидного рано. Он заболел чахоткой. Все усилия И.И. Шувалова спасти художника окончились безрезультатно.

Представленный «Автопортрет» Евграфа Чемезова — едва ли не единственная его работа маслом. Печать высокой одухотворенности и большого драматизма несет в себе несомненный шедевр находившегося в начале творческого пути отечественного художника.

За свою короткую жизнь Е. П. Чемесов сделал удивительно много. С его именем связаны высшие достижения в области русской портретной гравюры середины XVIII в.

Родившийся в мелкопоместной семье, Чемесов, по обычаю своего времени, шестнадцати лет был определен в гвардейский Семеновский полк. Наверное, его судьба не отличалась бы от судеб тысяч других подобных ему юношей, если бы не великая тяга к искусству. Талантливого поручика приметил всесильный фаворит И. И. Шувалов. Он помог Чемесову получить освобождение от военной службы и поступить в императорскую АХ. И впоследствии, вплоть до вынужденного ухода с поста президента АХ, Шувалов не оставлял Чемесова своим покровительством.

Добившись больших успехов в искусстве гравирования, которому обучался у Г. Ф. Шмидта, Чемесов в 1762 г. принял на себя руководство гравировальным классом и печатной палатой. Он получил также звание конференц-секретаря АХ. Под его «смотрением» гравировальный класс пережил период расцвета, продолжавшийся, к сожалению, недолго.

С приходом на место Шувалова другого фаворита, И. И. Бецкого, положение Чемесова пошатнулось. Сначала он лишился звания конференц-секретаря, а в 1765 г., по новому уставу АХ, утратил не только все другие звания, но и право преподавать. Однако, не дожидаясь, когда устав вступит в силу, Чемесов 7 января 1765 г. сам подал прошение об отставке.

В это время художник был уже смертельно болен. Тяжелый удар, вызванный необходимостью оставить преподавание, безусловно, приблизил его смерть, художник вскоре скончался от горловой чахотки.

Творческое наследие Чемесова невелико. Кроме карандашного портрета Екатерины II и живописного автопортрета (1765?) сохранились еще 14 изображений русских монархов и высокопоставленных особ. Они выполнены офортом в сочетании с резцом и сухой иглой. В качестве оригиналов использованы живописные портреты, что являлось нормой для граверов тех лет. Однако, переводя в гравюру оригиналы западных живописцев, Чемесов, как правило, смягчал манерность и условность трактовки, сообщая образам человечность и глубину. Все работы отличает высокий художественный уровень, виртуозное владение сложными гравировальными техниками.

Но и среди этих блестящих образцов гравюры выделяются подлинные шедевры. Это датированный 1760 г. изысканный миниатюрный портрет покровителя художника «куратора Ивана Шувалова» с оригинала итальянца П. Ротари, приглашенного императрицей Елизаветой Петровной в Россию в качестве придворного живописца; портрет самой Елизаветы (1761) с оригинала того же Ротари, за который в 1762 г. Чемесов получил звание академика; портрет Г. Г. Орлова (1764) с оригинала английского мастера Ж. Л. Девельи. По-видимому, между Чемесовым и Девельи, с 1754 г. навсегда поселившимся в России, существовали дружеские отношения. Свидетельство тому — последняя из известных ныне работ Чемесова, его «Автопортрет» (1764-65), выполненный с оригинала Девельи. Окружающая профильное изображение гравированная надпись сообщает, что портрет художника вырезан им самим, а рисован его приятелем Ж. Л. Девельи. Действительно, только близкий человек мог так безошибочно уловить и трепетно передать болезненную нежность угасающего лица с заострившимися чертами. «Автопортрет» свидетельствует о том, что Чемесов ушел из жизни в расцвете таланта и мастерства.

Чемесов Евграф Петрович

Продать картину Чемесов Евграф Петрович или других авторов можно у Нас.