Джогин Павел Павлович

/Джогин Павел Павлович

Джогин Павел Павлович
Джогин Павел Павлович — живописец-пейзажист. Учился в Академии Художеств. Писал виды окрестностей Петербурга и различных местностей Эстляндской, Новгородской и Черниговской губерний.

В своих произведениях сначала высказывал некоторое дарование, но потом стал работать посредственно. Наиболее известная картина: “”Вид в Дубках, близ Петербурга”» (1886).

«Понимание души природы родилось вместе с вашим талантом, — так оценивал работы своих учеников А.Мокрицкий, — это понимание … я с удовольствем встречаю в картинах Гине и у Джогина. …Держитесь твердо на занятом месте, пока …ценители и судьи сознаются, что истинные достоинства хужодественного произведения заключаются в прочных и твердых началах искусства, а не в случайных эффектах или бойкости кисти; они и прежде это знали, да, потчуемые легкими картинками, немного позабыли это. А вот когда два, три серьезных, умных (художника) станут подавать им строгие, обдуманные произведения, тогда уже франтам и щеголям не будет места». (8)

Биография художника представлена в Русском биографическом словаре, изданном в Санкт-Петербурге в 1900 году. «Павел Павлович Джогин родился в 1834 году в Стародубском уезде Черниговской губернии, умер 04 февраля 1885 года в Петербурге. Он учился в Академии Художеств, где обнаружил признаки несомненного дарования. В период пребывания в Академии в 1857 году получил малую серебряную медаль и в 1859 году — большую серебряную медаль. В 1863 году выпущен из Академии со званием классного художника, а в 1868 году получил степень академика пейзажной живописи. Дальнейшая художественная деятельность благодаря его слабохарактерности и неудачно сложившимся жизненным обстоятельствам, не оправдала возлагавшихся на него надежд. В последние годы своей жизни принужден работать исключительно для магазинов и вообще для художественного рынка. Умер от рака в горле в совершенной нищете». Удалось найти сведения о месте проживания художника в Санкт-Петербурге после окончания учебы в Академии художеств: «Васильевский остров, на Большом проспекте между Песочной улицей и 1-ю линией, дом Геринга, кв.9.»

Женитьба Джогина (23 апреля 1863 года) многое изменила в его жизни. «Милейший Иван Иванович! — писал он Шишкину в Швейцарию.- Прежде всего надо искренне поблагодарить тебя за память обо мне. Потом сотню раз извиниться за то, что я так давно не написал тебе ни одной строчки. Причиной тому моя новая жизнь, которая, естественно, удалила меня несколько от мира сего и прилепила к жене. Многие считают женившегося человека даже погибшим: оно бывает, только не со мной. Я хоть и сделался нежным супругом, но и остальной мир меня интересует по-прежнему. Так, например, художественный задор разбирает меня сильнее прежнего. …В Академии у нас много фантастических улучшений и перемен. …Они с искусством не знают, что делать — кажется, все это от того, что никто из них его не любит и не понимает. …Пейзаж, один пейзаж пойдет наперекор всем запоздалым мудрецам художественного дела».

В 1865 года художником создана первая картина «валаамского» цикла, которая тут же была приобретена П.Третьяковым для своей картинной галереи. За картину «Вид Черниговской губернии» (1867 год), хранящуюся ныне в Русском музее, П.Джогин возведен в звание академика. В том же году им была написана картина «Валаам. Никольский скит», возвратившаяся на Валаам спустя 120 лет после её создания.

Разными путями попадают в музей предметы,- рассказывает в газетной публикации «История одной картины» главный хранитель музея искусствовед Лариса Николаевна Печерина, — был в истории Валамского музея случай, когда прекрасная картина 19 века была приобретена на аукционе в 1988 году. История началась с получения от художника Владимира Погорелова письма, в котором сообщалось, что на этом аукционе будет продаваться картина Павла Джогина «Валаам. Белый скит». Картина подписана художником и подлинность её проверена сотрудниками Русского музея.
Заручившись поддержкой министра культуры Республики Карелия О.М.Стрелкова и других вышестоящих организаций, Лариса Николаевна с гарантийным письмом на оплату по безналичному расчету собралась в дорогу.

«Начались торги, — продолжила она свои воспоминания, — каждый подъем номера над головой означал повышение цены на 100 рублей. Желающих приобрести «валаамскую» картину оказалось довольно много. Я снова и снова поднимала свой номер, тем самым делая её каждый раз на 100 рублей дороже.

Стартовая цена в 3500 рублей выросла уже до пяти тысяч, а лес «лопаток» за моей спиной оставался столь же непроходимым. И вот, ура! После 5100 рублей соперников за моей спиной уже не осталось. Продано!
Как я убедилась, название картины в каталоге было дано неправильно — на холсте изображен не «Белый» (Всех Святых), а Никольский скит. …Состояние холста оставляло желать лучшего, была необходима реставрация. Молодой сотрудник Пушкинского СНРУ треста «Леноблреставрация Нина Исаковна Русакова взялась за подготовку картины к экспонированию. …Картина Джогина побывала на выставках в Финляндии (г.Иисалми, 1992г.), в г. Санкт-Петербурге, во дворце Белосельских-Белозерских (1994г.), неоднократно экспонировалась в г. Сортавала.

Новый этап её «биографии» начался с реставрации в 2005 году перед выставкой «Остров монашеского подвига» в Музее воды в Санкт-Петербурге (2005г.), откуда она вернулась на остров в новую «квартиру» — только что построенные музейные помещения на Свято-Владимирском скиту. Здесь созданы более благоприятные условия, способствующие её сохранности» (статью Л.Н. Печориной можно прочесть в газете «Свет Валаама» №7-8 2008г. и на сайтах http://www.svet-valaama.ru, http://museum-valamo.narod.ru).

Джогин Павел Павлович

Продать картину Джогин Павел Павлович или других авторов можно у Нас.