Клюн Иван Васильевич

/Клюн Иван Васильевич

Клюн Иван Васильевич (1870-1943)

Соратник и последователь К. С. Малевича, автор теоретического очерка о супрематизме «Искусство цвета».

И. В. Клюн начинал свой путь художника с пейзажей и натюрмортов, выполненных в импрессионистической манере, а заканчивал — натюрмортами и пейзажами, скрупулезно выверенными, дотошно реалистическими.

Учился Клюн в Рисовальной школе при ОПХ в Варшаве (1880-90-е).
В начале 1890-х гг. он переехал в Москву, где посещал студии Ф. И. Рерберга, В. Ф. Фишера, мастерскую И. И. Машкова.

В 1907 г. Клюн знакомится с К. С. Малевичем, приобщается к его творческим и теоретическим поискам новых путей в искусстве. В 1910 г. сближается с членами объединения «Союз молодежи».

Среди его живописных произведений этого периода «Портрет художника Малевича» (1912), «Пробегающий пейзаж» (1913), «Озонатор», «Граммофон» (оба 1914), «Летящая скульптура», «Супрематизм» (оба 1915), «Музыкант» (1916) и др.
С 1913 г. Клюн работал над созданием нового типа произведений — сборными конструкциями из дерева, металла, стекла и других материалов (так называемые скульптокартины, пикторельефы). Художник активно участвовал в культурной жизни «футуристической» Москвы: в 1910 г. был одним из учредителей «Московского салона», а в 1915 г. принял участие в составлении супрематического памфлета, распространенного на выставке «0,10», иллюстрировал буклет А. Е. Крученых «Тайные пороки академистов», в котором опубликовал свой очерк «Примитивы 20-го века»; с 1916 г. входил в группу К. С. Малевича «Супремус».

После Октябрьской революции Клюн много занимался организационной деятельностью.
В 1917-21 гг. заведовал Всероссийским центральным выставочным бюро Отдела ИЗО Наркомпроса, преподавал живопись в ГСХМ — Вхутемасе, был членом совета Инхука (1920-22). В 1918 г. совместно с А. В. Лентуловым выполнил агитационное оформление Театрального сквера в Москве.
В 1923 г. оформил книгу А. Е. Крученых «Фактура слова. Декларация». Не оставлял и занятий в области абстрактного искусства. Произведения этого времени — «Алый перецвет» (1919), «Супрематизм» (1921), «Работа по цветосветовому принципу» (1925), «Портрет А. Е. Крученых» (1926), «Электрификация» (дерево, металл, стекло, 1926), «Построение по принципу движения» (1933).

С конца 1930-х гг. Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, щедро раздаривая их знакомым. Немногие сохранившиеся произведения талантливого художника-беспредметника, разрозненные по многим престижным собраниям России, Европы и Америки, помогают восстановить не только творческий путь незаурядного мастера, но и воссоздать контекст бытования беспредметного, супрематического, абстрактного искусства России начала и первой трети XX в.

Клюн Иван Васильевич

Продать картину Клюн Иван Васильевич или других авторов можно у Нас.