Лентулов Аристарх Васильевич

/Лентулов Аристарх Васильевич

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)

В пародийно-игровом автопортрете (1913) А. В. Лентулов изобразил себя балаганным богатырем, что в главном соответствовало его характеру и жизненной роли. Будучи одним из инициаторов объединения «Бубновый валет» (1910), он представлял в нем самый «наивный» и «национальный» фланг. И одновременно был наиболее последовательным кубофутуристом.

Лентулов отличался «левизной» еще в пору ученичества в студии Д. Н. Кардовского (до этого он учился в Пензенском и Киевском художественных училищах; 1898- 1905) — уже тогда он выставлял работы на авангардных выставках «Стефанос» (1907) и «Венок» (1908). Позже, в «бубнововалетский» период, «левая» направленность обрела системные очертания: в Париже (1911), работая в студии А. Ле Фоконье, художник познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метсенже, и декларируемый ими метод легко наложится на его природное пристрастие к открытым, чуть лубочным цветам, к большому формату холстов и вообще к живописному «шуму».

Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей — пространство тяготеет к плоскости, а плоскость декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками; город в московских пейзажах («Василий Блаженный», 1913; «Звон», 1915; «У Иверской», «Москва», оба 1916) выглядит нерукотворно-цветущим «архитектурным чудом».

С начала 1920-х гг. Лентулов переходит от огромных картин-панно к произведениям менее масштабным и более натурным. Став председателем Общества московских художников (объединившего в 1928 г. большинство «валетов»), он переходит к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; создает пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные ощущением полноты бытия («Закат на Волге», 1928; «Солнце над крышами. Восход», 1928; «Овощи», 1933, и др.). Его творческая активность реализуется главным образом в работе в театре, вообще соответствовавшей бравурно-оптимистическому складу характера художника.

Особенно продуктивным было его соавторство с режиссерами А. Я. Таировым, Ф. Ф. Комиссаржевским и В. И. Немировичем-Данченко. Наиболее известно из его театральных работ оформление спектакля «Испанский священник» (1934, пьеса Ф. Бомонта и Дж. Флетчера) на сцене МХАТа 2-го. Занимался Лентулов и педагогической деятельностью — преподавал во Вхутемасе (с 1920 г.), в МГХИ (1937-43).

Лентулов Аристарх Васильевич

Продать картину Лентулов Аристарх Васильевич или других авторов можно у Нас.