Мартынов Андрей Ефимович

/Мартынов Андрей Ефимович

МАРТЫНОВ Андрей Ефимович
(1768—1826)

Великий труженик Андрей Ефимович Мартынов известен, прежде всего, своими графическими циклами, выполненными в литографической технике. Перечислим некоторые из сделанного в последние годы жизни: Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей (1821), Собрание русских костюмов (1821—1824), Новое собрание русских костюмов (1822), Бал в Иркутске (1821—1824), Монгольские сюжеты. Из путешествия при Российском посольстве в Китай (1822—1824).
Образование же А.Е. Мартынов получил в Академии художеств (1773—1788) по классу ландшафтной живописи. Во время пенсионерской поездки в Италию (1788—1794) пишет пейзажи Рима и его окрестностей, за которые он получает высокую оценку по возвращении художника в Петербург. Ему присваивают звание академика (1795).

Авторитет и известность А.П. Мартынова приносят ему многочисленные заказы от императорской семьи и знатных вельмож на роспись дворцов в Павловске, Гатчине, Царском Селе. В эти же годы он увлекается графикой. В 1804 году художник совершает свое первое путешествие по южным областям России. В 1805 году его приглашают в качестве художника в российское посольство в Китай (художник проделал долгий путь до Урги — нынешнего Улан-Батора). Впечатления от этого необычайного путешествия реализовались впоследствии в живописные и графические работы.

А. Е. Мартынов — самый известный из талантливой семьи (художниками были также его младший брат и сын). В 1788 г. он окончил Петербургскую АХ по классу ландшафтной живописи у Сем. Ф. Щедрина.

После традиционного в то время пенсионерского пребывания в Италии (1788-94) с целью совершенствования мастерства Мартынов возвратился в Россию. В качестве отчета он представил ряд итальянских пейзажей: «Понте-Лукано по дороге из Рима в Тиволи» (1794), «Пейзаж» (1790-е) и др.

АХ по достоинству оценила его талант, присудив в 1795 г. звание назначенного, через три месяца — академика, а в 1802 г. — советника АХ. Это позволило Мартынову получить почетные заказы двора и высокопоставленных вельмож. Так, вместе со своим учителем Сем. Ф. Щедриным он исполняет настенные картины и фресковые росписи для интерьеров Павловского дворца, пишет пейзажные панно во дворцах и усадьбах Гатчины и Царского Села. Однако это не помогло художнику войти в академическую среду, обеспечить себе относительно спокойное и почетное положение.

Постепенно Мартынов оставляет станковую живопись и отдает предпочтение графике. К этому его побуждали и многочисленные путешествия, в которых художник находил новые темы и образы для своих работ.
В 1804 г. Мартынов «обозрел весь южный край России и снял со всех городов виды». А в 1805-м он в качестве главного художника Российского посольства, возглавляемого графом Ю. А. Головкиным, проделал долгий путь от Москвы до Урги (ныне Улан-Батор) — главного монгольского кочевья в Гобийской степи.

В результате был собран обширный натурный материал, позднее составивший основу ряда графических циклов («Виды России и Монголии», серия акварелей, 23 листа, 1806-10; серия гравюр «Типы народов России и Монголии», 39 листов, 1808;альбом акварелей,29 листов, 1814-19, который, в свою очередь, явился оригиналом для изданного в 1819 г. альбома офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы», и др.).

Летом 1810 г. Мартынов совершил новое путешествие, на этот раз в свите императрицы Елизаветы Алексеевны, на Балтийское побережье. Так появилась серия гуашей «Пейзажи Прибалтики» (1810-е).

В это время у художника была уже довольно большая семья. Чтобы содержать ее, Мартынов поступил декоратором в Дирекцию императорских театров, где и проработал, воплощая чужие замыслы, тринадцать лет, до выхода в отставку в 1821 г. Завершающий период творчества художника оказался очень продуктивным. Именно в 1820-е гг. были созданы лучшие графические серии, обеспечившие Мартынову посмертную славу и почетное место в истории русского искусства.

Он великолепно владел техникой гравюры на металле, о чем свидетельствуют созданные им многочисленные работы («Сатирические картинки На тему Отечественной войны 1812 года», 7 листов, 1812-13; серия гравюр «Виды дачи графа П. А. Строганова, Черной речки и Каменного острова», 10 листов, 1813-14; серия офортов «Русские народные типы», 30 листов, 1816; «Набережная Невы», 6 офортов, 1817, и др.).
Одним из первых среди русских художников Мартынов увлекается новым видом печатной графики — литографией, изобретенной в Германии в конце XVIII в. В 1820-х гг. у Мартынова уже была своя литографская мастерская. В марте 1821 г. газета «Кунст-Блат» («Kunst-Blatt») сообщила о появлении литографированной серии «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей» работы Мартынова. Подобное объявление напечатала газета «Русский инвалид» в августе 1822-го: «Известный художник <...> г. Мартынов извещает любителей, что у него находится собрание достопримечательнейших видов и прекраснейших зданий столицы. <...> Подобные собрания составил он также из рисунков Императорских дворцов и живописных видов Павловска, Гатчины, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума и других местностей».

Эта серия, насчитывающая в полном объеме более 50 листов, принадлежит к высшим достижениям Мартынова. Она появилась в начале 1820-х гг., когда тема Петербурга отчетливо зазвучала в творчестве многих известных художников и поэтов. Мартынову близко романтическое видение, сближающее его искусство с творчеством Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского. Прозрачные, легкие листы, оттиснутые слабым тоном литографской краски с мелкозернистого камня, выделяются среди работ других художников. Мартынову удалось почти невозможное — найти индивидуальный изобразительный язык, создать в литографии свой стиль. Работы отличает также безукоризненная авторская раскраска акварелью или печать коричневым тоном. Кроме знаменитой «петербургской» серии Мартынов налитографировал еще несколько: «Собрание русских костюмов» (1821- 22), «Новое собрание русских костюмов», 17 листов (1822), «Бал в Иркутске», 6 листов (1821-24), «Монгольские сюжеты. Из путешествия при Российском посольстве в Китае», 20 листов (1822-24).

Между тем здоровье художника, подорванное интенсивным трудом, все ухудшалось. В июле 1824 г., по совету врачей, он уехал в Италию, где и окончил свои дни.

Мартынов Андрей Ефимович


Продать картину Мартынов Андрей Ефимович или других авторов можно у Нас.