Морозов Александр Иванович

/Морозов Александр Иванович

А. И. Морозов оставил не много картин, поскольку всю жизнь вынужден был зарабатывать нетворческой работой: тридцать лет преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, давал частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), писал иконы.

Однако практически все его картины отличаются высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших отечественных музеях.

В молодости Морозов старался идти в ногу со временем: был участником «бунта четырнадцати», возглавленного И. Н. Крамским, и покинул АХ в 1863 г.; стал одним из членов-учредителей петербургской Артели художников (1863-70).

Первые работы Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно. Картину «Выход из церкви в Пскове» (1864) В. В. Стасов оценил как одну из первых массовых сцен, где главные герои — все изображенные, критик находил в ней «правду жизни» (прежде всего противопоставление богатства и нищеты). Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, так же как и следующую отмеченную критиками работу — «Сельская бесплатная школа» (1865). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.

Однако после 1860-х гг. Морозова забывают, он надолго уходит в тень. С ТПХВ отношения у него так и не сложились — вероятно, потому, что его дар не соответствовал социально-обличительному направлению искусства передвижников. Его более привлекала природа, причем в ее гармоническом, то есть спокойном, идеальном, «вечном» состоянии. Человека он мыслил в полном единении с природой. И по мироощущению, и по художественному методу Морозов был единственным во второй половине XIX в. продолжателем венециановской традиции, оттого критики рубежа веков А.Н. Бенуа, И. Э. Грабарь — и назвали его «запоздалым венециановцем». Таковы его картины «Отдых на сенокосе» (два варианта — ок. 1860 и 1861), «Летний день. Гатчине» (1878), «Поле зеленой ржи» (1880-е), «Хозяйкины заботы» (1898). В начале XX в. к этой традиции обратились, каждый по-своему, К. С. Петров-Водкин и 3. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев и К А Сомов.

Морозов Александр Иванович

Продать картину Морозов Александр Иванович или других авторов можно у Нас.