Шевченко Александр Васильевич

/Шевченко Александр Васильевич

А. В. Шевченко — из числа тех художников, кто в 1910-е гг. способствовал радикальному изменению языка искусства, апологет новых форм (автор брошюр «Принципы кубизма и других современных течений» и «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения», обе 1913). И вместе с тем его не назовешь радикалом — какая-то смягченность черт присутствует в сделанном им. Забота о красоте и тяготение к спокойной гармонии, приводя в некоторых случаях к салонным решениям, чаще сообщают его работам скрытую классичность.

Шевченко получил образование (1899- 1909) в Строгановском училище (особенно выделяя эту школу за профессионализм), в МУЖВЗ (у К. А. Коровина) и в Париже — в академии Р. Жюлиана и в мастерской Э. Каррьера.

Еще в МУЖВЗ он сблизился с М. Ф. Ларионовым и, воодушевившись его теориями (лучизмом — отчасти, неопримитивизмом — всерьез), участвовал в выставках «Ослиный хвост», «Мишень» и «№ 4» (1912-14). После отъезда Ларионова в Париж эта увлеченность приняла более традиционный вид: в написанном совместно с А. В. Грищенко манифесте к выставке «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (1919) Шевченко прокламирует возврат к вечным ценностям живописи; впрочем, и прежде он настаивал на том, что «нет искусства старого и нового, ибо оно вневременно, внепространственно».

Широта подхода обусловила разносторонность его интересов: в 1920-х гг., активно участвуя в культурно-просветительской деятельности Наркомпроса и много сил отдавая преподаванию во Вхутемасе, он одновременно сотрудничает в «левом» Инхуке, в ГАХН, с его традиционным академизмом, и состоит в «Маковце» (участник 1-й и 3-й выставок, 1922, 1925).

Ориентированность на культуру во всем спектре ее проявлений становится стержнем деятельности художника — под этим знаком происходит вовлечение студентов в выставочную жизнь (в 1926 г. Шевченко организует из своих учеников объединение «Цех живописцев») и устройство музеев живописной культуры в Москве и Ленинграде. Для него же самого широта была не эклектикой, но осознанным стремлением к синтезу.

Такое стремление ощутимо уже в ранних его работах. Сезаннизм — ядро и основа построений — откорректирован то легкими кубистическими сдвигами, то примитивистской упрощенностью формы, но не в ущерб гармонической красоте; классический репертуар натюрмортных постановок и пейзажей с фигурами сохраняет свою классичность благодаря абсолютному чувству цветового и пространственного равновесия («Натюрморт с яблоками», «Пейзаж с домом», 1910-е, и др.).

Образы Шевченко отличает просветленность порой идиллическая, — он тяготеет к обобщенной монументальности силуэтов, к певучести ритмов, основанных на повторе круговых движений, к благородству сбалансированного колорита и композиционной ясности («Музыканты», «Женщина у зеркала», обе 1913; «Автопортрет», 1920-е, и др.).

Монументальные тенденции усиливаются в работах 1930-х гг., особенно связанных с ориентальной тематикой: в 1929 г. художник был командирован в Батуми, с чего началось его открытие Востока — Аджарии, Дагестана, Азербайджана; здесь Шевченко нашел свой идеал свободного и безмятежного бытия и запечатлел его в эпических по звучанию картинах, литографиях и монотипиях. В 1940-х гг. он почти не участвует в художественной жизни — сказывается болезнь; зато написанные им в это время воспоминания стали ярким повествованием о путях и поисках русского искусства.

Шевченко Александр Васильевич

Продать картину Шевченко Александр Васильевич или других авторов можно у Нас.