Сорока (Васильев) Григорий Васильевич

/Сорока (Васильев) Григорий Васильевич

Г. В. Сорока родился в семье крепостного крестьянина. Восемнадцати лет он был взят в дом хозяина (имение «Островки»), помещика Н. П. Милюкова. Вскоре обнаружил способности к рисованию и стал одним из учеников А. Г. Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в «Островки» с каким-то заданием от него.

Становление Сороки как художника было невероятно быстрым. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании; картина «Гумно» (1843) уже достаточно профессиональна, а «Кабинет дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» (1844) — одно из самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи.

Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны.

Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. «Флигель в «Островках»…» (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX — начала XX в. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), — «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид на озеро Молдино», «Вид в имении Спасское» (все ок. 1847) — поражают эпическим размахом восприятия и изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в «Островках», — «Вид на озеро Молдино в усадьбе «Островки»», «Часовня в парке» и «Вид в «Островках»» (все конца 1840-х), — напротив, отличаются камерным, подчеркнуто интимным характером. Кроме «Кабинета дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» он написал еще одну интерьерную картину, «Отражение в зеркале» (1840-е), — сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.

В портретной же живописи Сорока был заметно скован — тут нужна была более основательная школа, чем та, которую он успел получить. Тем не менее его портрет Е. Н. Милюковой (конец 1840-х) способен соперничать со многими портретами своего времени, а автопортрет, написанный тогда же, трогает драматизмом, скрытым под внешней сдержанностью.

Судьба Сороки действительно была крайне драматична. Попытки добиться вольной окончились безрезультатно. Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя творцом, художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, а смерть Венецианова (1847) отняла у него не только наставника, но и заступника в тяжело сложившихся отношениях с хозяином. Известно, что в 1850-х гг. он покинул усадьбу и вернулся в родную деревню Покровское; там женился (1852), у него родились два сына, потом дочь.

Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон было впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать рисование крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал сильно пить. В 1864 г. оказался каким-то образом причастен к крестьянским волнениям, начавшимся в связи с отменой крепостного права и несправедливыми условиями выкупа земли у помещика (то ли писал прошения, то ли подговаривал односельчан к неповиновению), и был наказан за это. Наказание стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, — Сорока покончил с собой.

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич

Продать картину Сорока (Васильев) Григорий Васильевич или других авторов можно у Нас.