Судейкин Сергей Юрьевич

/Судейкин Сергей Юрьевич

Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946)

С. Ю. Судейкин родился в семье жандармского полковника. В 1897 г. он поступил в МУЖВЗ, однако в 1902 г. был отчислен за показанные на ученической выставке работы «непристойного содержания».

Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» (1903), сотрудничал с журналом «Весы», участвовал в выставках «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907), «Венок- Стефанос» (1908).

В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. В это время у художника завязались творческие отношения с А. Н. Бенуа, а через него и с другими «мирискусниками».
В 1911 г. он стал членом объединения «Мир искусства». Тесная дружба связывала его с К. А. Сомовым. Во многом от сомовских «маркиз» отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. «Пастораль» (1905), «Сад Арлекина», «Венеция» (обе 1907), «Северный поэт» (1909), «Восточная сказка» (начало 1910-х) — характерны уже сами названия картин Судейкина. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации.

Его натюрморты — «Саксонские фигурки» (1911), «Цветы и фарфор» (начало 1910-х) и др. — при всей их близости к натюрмортам А. Я. Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье («Балетная пастораль», «Гулянье», обе 1906; «Карусель», 1910; «Петрушка», 1915; серия лубков «Масленичные герои», середина 1910-х, и др.).

Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре «Эрмитаж» С. И. Мамонтов. В 1905 г. Судейкин совместно с Н. Н. Сапуновым оформил «Смерть Тентажиля» в постановке В. Э. Мейерхольда для Театра-студии на Поварской; в 1906 г. — драму М. Метерлинка «Сестра Беатриса» в Театре В. Ф. Ко-миссаржевской в Петербурге. В 1911 г. он работал над балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и комической оперой М. А. Кузмина «Забава дев», поставленной там же; в 1912 г. вместе с А. Я, Таировым — над пьесой «Изнанка жизни» X. Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре.
В 1913г. Судейкин участвовал в «Русских сезонах» в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам «Красная маска» Н. Н. Черепнина и «Трагедия Саломеи» Ф. Шмидта.

В 1910-х гг. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет книги стихов своего друга поэта М. А. Кузмина — «Куранты любви» (1910), «Осенние озера» (1912); участвует в постановках «Башенного театра» в доме поэта В. И. Иванова; в 1910- 11 гг. помогает В. Э. Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911 г. расписывает стены кабаре «Бродячая собака», в 1915-м создает декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов».

В 1917 г. Судейкин переехал в Крым, а затем, в 1919-м, — в Тифлис, где он вместе с грузинскими художниками расписал кабачок «Химериони».
В 1920 г. художник уехал в Париж. Главные работы Судейкина, выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам. Художник сотрудничал с Н. Ф. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре «Летучая мышь», с «Русской оперой» М. Н. Кузнецовой, с театром «Аполло»; для балетной труппы А. П. Павловой оформил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского и «Фею кукол» И. Байера

Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской «Метрополитен-опера», где оформил балеты И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1924), «Соловей» (1925), «Свадебка» (1929); оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1929), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1930) и др. Сотрудничал также с труппами Дж. Балан-чина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму «Воскресение» (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). Последние годы жизни тяжело больной художник провел в нужде. Его творческие силы были исчерпаны.

Судейкин Сергей Юрьевич

Продать картину Судейкин Сергей Юрьевич или других авторов можно у Нас.