Угрюмов Григорий Иванович

/Угрюмов Григорий Иванович

УГРЮМОВ Григорий Иванович
(1764—1823)

Большим мастером наивного пафоса, как по молодости лет была наивной и вся русская историческая живопись второй половины XVIII века, можно назвать Григория Ивановича Угрюмова. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796 ) художник получает звание академика. Писал также Г.И. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.

Наверное, художник не стал явлением в русской живописи, далеки от совершенства его картины. Но он был в числе первых российских исторических живописцев и одним из первых по качеству преподавателей Академии, ибо среди его учеников были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, О.А. Кипренский, В.К. Шебуев — будущее созвездие блестящих живописцев и педагогов.

Родился Г. И. Угрюмов в семье купца-жестянщика. Отец его, будучи родом из Ярославской губернии, обладал незаурядными способностями, которые выдвинули его в число депутатов по составлению нового Уложения.

Заметив в сыне художественные наклонности, он отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при АХ.

Еще на академической скамье Угрюмов проявил себя как талантливый рисовальщик. Наставниками его были исторические живописцы П. И. Соколов, Г. И. Козлов и И. А. Акимов.

Работы юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно «Детские вакханалии», «Смерть Лукреции», оба 1783).

В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию. Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе «Похищение Европы»), художник добился значительных успехов.

Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ.
В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью.
К национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине — «Испытание силы Яна Усмаря» (1796-97). В основу сюжета положено летописное сказание о киевском кожемяке Яне Усмаре, который вызвался продемонстрировать перед князем Владимиром свою силу, чтобы получить право сразиться с печенегами, вступив в единоборство с их богатырем. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка.
Следование античным традициям — одно из основных требований классицизма — соблюдено художником в полной мере. Ян Усмарь, атлетически сложенный, как античный герои, представлен не в одежде ремесленника, а полуобнаженным, с драпировкой у пояса. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.

Вскоре ему было поручено написать несколько картин для интерьеров строящегося Михайловского замка. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Работа эта заняла более двух лет, и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99). Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности.

Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Своей простотой и серьезностью эти работы выгодно отличаются от его тяжеловесных исторических композиций. Много лет возглавляя исторический класс АХ, Угрюмов воспитал блестящую плеяду русских исторических живописцев, среди которых были А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. А. Кипренский и другие мастера, составившие славу отечественного искусства.

Угрюмов Григорий Иванович

Продать картину Угрюмов Григорий Иванович или других авторов можно у Нас.