Жуковский Станислав Юлианович

/Жуковский Станислав Юлианович

Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени.
Жуковский С.Ю.

Моне, Сезанн и другие — прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным…
Жуковский С.Ю.

Жуковский — художник, соединяющий необычайно добросовестное, упорное изучение всех тончайших оттенков и тонов в излюбленном им мотиве с очень сильным, свежим, молодым поэтическим чувством. В тонах его пейзажей нет ни одного манерного, банального, условного тона: все десятки раз изучено, подмечено в природе, обдумано и с редким мастерством очищено в поэтическом творческом процессе.
Из обзора Передвижной выставки 1903 года

Жуковский Станислав Юлианович (1875-1944)

Русский художник, видный живописец, представитель историко-ретроспективной ветви модерна. Родился в селе Ендриховцы Гродненской губернии 13 (25) мая 1875 в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в антирусском восстании 1863. В 1892-1901 посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были С.А.Коровин, В.Д.Поленов и И.И.Левитан. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1903) и «Союза русских художников» (с 1907), участвовал также в выставках «Мира искусства». Жил преимущественно в Москве. Организовал здесь частную школу, где преподавал в 1907-1917. Много путешествовал по Средней России, изучая старинные «дворянские гнезда».

В его живописи, сперва сдержанной по тону, затем все более импрессионистически-красочной, доминируют лирические пейзажи. Особенно известны его усадебные — пейзажные и интерьерные — мотивы, переливчато-живые по колориту и в то же время проникнутые элегической тоской («Усадьба осенью», 1906; «Радостный май», 1912; «Комната в имении Брасово великого князя Михаила Александровича», 1916). После Октябрьской революции 1917 состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, по заданию отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса обследовал частные собрания Москвы и Подмосковья. В 1923 эмигрировал в Польшу, где продолжал плодотворно работать как живописец, по-прежнему уделяя особое внимание историческим пейзажам, дворцовым и усадебным интерьерам. В августе 1944 был арестован немцами при подавлении Варшавского восстания и погиб в концлагере в Прушкуве близ Варшавы.

ТЕМЫ И СЕРИИ

— Весна
— Лето
— Осень
— Зима
— «Окно в мир»
— Интерьер
— «Дворянское гнездо»
— Ностальгия

МУЗЕИ

ГТГ, Москва
Частное собрание
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Одесский худ. музей
Костромской гос. объединенный худ. музей
Нижегородский гос. худ. музей
Тверская обл. картинная галерея
Бердянский худ. музей имени И.И. Бродского
Омский обл. музей изобр. искусств
Северо-Осетинский респ. худ. музей, Владикавказ
Сумский художественный музей
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Днепропетровский худ. музей
Курская гос. картинная галерея
Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск
Плесский гос. ист.-арх. и худ. музей-заповедник
Ростовский обл. музей изобр. ис-в
Самарский худ.музей
Таганрогская картинная галерея
Тульский обл. худ. музей
Тюменский музей из-х ис-в
Ярославский худ. музей
Астраханская обл. картинная галерея
Вологодская обл. картинная галерея
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Гос. центр. музей муз-й культуры им. М.И.Глинки, Москва
Дагестанский музей из. ис-в, Махачкала
Иркутский худ. музей
Луганский обл. худ. музей
Нац. худ. музей Республики Беларусь, Минск
Национальный музей, Краков
Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв
Переславль-Залесский музей-заповедник
Псковский музей-заповедник
Рязанский обл. худ. музей
Саратовский худ. музей
Севастопольский худ. музей
Харьковский худ. музей
Алтайский музей из. иск-в, Барнаул
Волгоградский музей изобр. ис-тв
Вольский краеведческий музей
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Гос. Литературный музей, Москва
Гос. муз. объединение «Худ. культура Русского Севера», Архангельск
Гос. музей изобр. ис-в Кыргызстана, Бишкек
Гос. музей ис-в Республики Казахстан, Алматы
Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
Дальневосточный худ. музей, Хабаровск
Донецкий обл. худ. музей
Ист.-арх. и худ. музей «Новый Иерусалим», Истра
Калужский обл. худ. музей
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Козьмодемъянский худ-ист. музей им. А.В.Григорьева
Краснодарский краевой худ. музей
Красноярский худ. музей им. В.И.Сурикова
Музей А.С.Пушкина, Москва
Нац. галерея Армении, Ереван
Нац. музей, Варшава
Николаевский худ. музей
Оренбургский обл. музей из. ис-в
Пензенская обл. картинная галерея им. К. А. Савицкого
Пермская худ. галерея
Региональный гос. фонд поколений Ханты-Мансийского авт. округа
Рыбинский ист.-худ. музей-зап-к
Серпуховский худ.-ист. музей
Томский обл. худ. музей
Ульяновский худ. музей
Челябинская обл. картинная галерея

В начале XX столетия С. Ю. Жуковский — один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина «Лунная ночь» была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

Ранние пейзажи художника («Закат. Верховья Волги», 1897; «Весенняя вода», 1898; «Начало осени», «Ясная осень. Бабье лето», оба 1899; «Восход луны», 1902; «Хотьково», 1903) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX — начале XX в., очень важна и для Жуковского.

В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче — сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем («Мартовский вечер», 1904; «Плотина», 1909; «Под вечер», 1910; «Осень. Веранда», 1911; «Увядающие астры», «Свежий снег», обе 1912; «Озеро», 1912-14; «Весна», 1913; «Синяя вода», 1914, и др.). Все сильнее влечет художника «поэзия барской усадьбы» («Разъезд на рассвете», 1902; цикл «Бессонная ночь», «Утро. Осень в усадьбе», 1906; «Печальные думы», 1907; «Цветы последние», 1908; «В старой аллее», 1913; «Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых», 1900-е, и др.).

Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места.
С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается прежде всего пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж («Радостный май», «Поэзия старого дворянского дома», обе 1912; «Весенние лучи», 1913; «Комната в имении Барсове», 1916; «Кусково. Малиновая гостиная», 1917, и др.). Художник любит писать и просто окна — эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является («Первые предвестники весны», 1910; «Подснежники», «Праздник весны», обе 1911).

После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики.

Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним («Перед маскарадом. Портрет жены», 1923; «Речка в Полесье», «Осеннее утро», «Иней», все 1928, «Лунная ночь. Жасмин и пионы», 1920-е, и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим.

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х — начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины.

Жуковский Станислав Юлианович

Продать картину Жуковский Станислав Юлианович или других авторов можно у Нас.