Женщина — большой мастер в мировом изобразительном искусстве — тема специальных исследований. Их малочисленность даже в весьма демократические времена (например, начало XX века) не должна удивлять. В большинстве стран Европы, Россия в их числе, семейный быт всех слоев населения и общественные традиции не благоприятствовали вовлечению женщин в занятия художеством. С началом развития светского изобразительного искусства в нашей стране профессия художника считалась мужским ремеслом. Потому созданная во второй половине XVIII века Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге предназначалась для учеников из низших слоев населения — детей солдат, мелких чиновников, крепостных крестьян. И только к 1820-м годам обучение в Академии художеств становится престижным и среди академистов появляются отпрыски дворян. Лишь с 1893 года представительницам слабого пола стало доступно официальное обучение в Академии. Раньше они могли заниматься как вольноприходящие ученики. Полотно «Внутренний вид женского отделения в Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих» написано Екатериной Николаевной Хилковой и представляет интереснейший документ об обучении русских барышень изобразительному искусству. К сожалению, сведений о художнице сохранилось до обидного мало. Известно, что она родилась в Тамбове. Посещала занятия в Академии художеств. За воспроизводимую здесь картину получила от Академии малую серебряную медаль. В 1864 году за «Портрет господина Булгакова» получила вторую малую серебряную медаль и звание классного художника третьей степени. На академических выставках представлялось несколько других работ Е.Н. Хилковой. Однако с 1876 года упоминания в печати о жизни и творчестве художницы исчезают. Хилкова Екатерина Николаевна