Художник Пиросманашвили Николай Асланович
(1862?, село Мирзаани - 5 марта? 1918, Тбилиси)Грузинский живописец, примитивист. Самоучка Пиросманашвили, обладая непосредственным наивно-поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью четко построенной композиции, строгостью колорита («Кутеж трех князей», «Дворник»).Привыкли мы славить во все временаНико Пиросмани за дружеским пиром.Искать его сердце в бокале винаЗатем, что одним мы помазаны миром.Он трапезе нашей почти в благодать,бурдюк и баран не сходили с полотен.А поводов к пиру недолго искать-Любой для приятельской встречи пригоден.Следы нашей жизни, о чем не пиши,Изгладятся лет через десят, не боле.А там, на помин нашей бедной душиПридется пойти поклониться Николе.Заплачет в подсвечниках пара свечей,В трактире накроется столик с обедом.Прошел он при жизни сквозь пламя огней,За ним и другие потащатся следом.Жил в Грузии мастер.Он был одинок-Такое художнику место на пире.Поднимем же, братья, во здравие рог./Пусть эта рука не забудется в мире/2 раза(Тициан Табидзе - «Пиросмани» )События его жизни.Родился в селе Мирзани, в Восточной Грузии. Ученые до сих пор спорят о датах и событиях его жизни, овеянных многочисленными тайнами и легендами. В двадцатилетнем возрасте Пиросманашвили пришел из родного села в Тбилиси (Тифлис) и несколько лет работал слугой в доме зажиточных армянских торговцев, занимаясь в свободное время живописью. Влюбившись в одну из дочерей хозяйки, он написал ей любовное письмо, за что и был изгнан. Вместе со своим другом, таким же художником-любителем Г.Зазиашвили, основал мастерскую по изготовлению вывесок, однако эта затея не удалась. В начале 1890-х годов работал в Управе Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позднее торговал молоком и молочными продуктами. В конце концов, обнищал и стал бродяжничать, зарабатывая на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и молочных лавок, постоялых дворов и винных погребков.«Открытие» художника.В 1912 его живопись «открыли» заезжие профессионалы - русские авангардисты Кирилл и Илья Зданевич и Михаил Ле-Дантю, восхищенные вывеской одного из постоялых дворов, где была представлена морская битва с участием прославленного русского крейсера «Варяг». Позже они познакомились и с другими картинами гениального самоучки, стали материально поддерживать его: кормили, устраивали ночлег, давали деньги на черную клеенку - на ней Пиросмани писал без предварительных набросков.Особенности творчества.Пиросмани создал искусство из ремесла - вывесок, которые превратились у него в острохарактерные натюрморты, соединяющие жизнь предметов и надписей. Помимо вывесок, Пиросмани создавал портреты - индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос»), изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Однако множественность композиции проникнута чувством целого - судьбы отдельного человека, жизни, мира. Это единство задано лапидарным силуэтом, «наивной» стилистикой рисунка, оставляющей место только главному, а также колоритом. Цвет на картинах Пиросмани воспроизводит палитру грузинского народного искусства с его охристыми, черными и синими тонами, соответствующими естественным красителям и природе этой страны.Маляр и ремесленник, не получивший никакого художественного образования, Пиросмани, благодаря мощи своего дарования, прирожденному чувству формы и цвета, поднялся до самых больших художественных высот. «Примитив» Пиросмани вдохновлял мастеров авангарда, в его произведениях ощутимо дыхание настоящей классики. Из более двух тысяч полотен, созданных Пиросмани, сохранилось около двух сотен, большинство из них хранится в Государственном музее Грузии в Тбилиси.Пиросманашвили Николай Асланович